Материалы книги "Азбука для потребителей услуг ЖКХ"

Оглавление / Глава 6

Глава 6. Обращение с твердыми коммунальными отходами

С 2015 года в России поэтапно появляется новая коммунальная услуга – обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО) или, иначе говоря, с мусором. Что несут в себе эти нововведения, рассмотрим в данных параграфах справочного пособия.

Ранее вывозом и дальнейшей работой с отходами занималось множество различных организаций. На деле это приводило к целому ряду проблем и злоупотреблений.

Во-первых, охват потребителей услугой по утилизации отходов был далеко не стопроцентный. Особенно это касалось жителей частного сектора и многоквартирных домов, собственники которых выбрали непосредственное управление. Кроме того, встречались случаи уклонения индивидуальных предпринимателей и организаций от заключения договоров на работу с отходами.

Во-вторых, прозрачность работы целого ряда организаций по вывозу и утилизации отходов оставляла желать лучшего. Встречались случаи, когда недобросовестный предприниматель, желая сэкономить на переработке или размещении отходов, сваливал мусор в не предназначенных для этого местах: закрытых свалках, лесах, окраинах промзон и т.д.

В-третьих, свалки, используемые для размещения мусора, не всегда соответствовали требованиям природоохранного законодательства. Зачастую они организовывались без выполнения необходимых проектных работ, за ними не осуществлялся необходимый надзор.

В-четвертых, размер платы за оказание услуг по вывозу и утилизации отходов существенно различался даже в пределах одного региона. В некоторых случаях расценки на данную услугу были не совсем экономически обоснованы.

Все эти факторы в совокупности с отсутствием единых и понятных правил функционирования отрасли препятствовали направлению инвестиций в сферу обращения с отходами.

С целью решения данных проблем, а также с целью улучшения экологической ситуации в стране было решено реформировать систему обращения с отходами и создать единые, понятные для граждан, бизнеса и власти правила функционирования отрасли.



Региональная программа и территориальная схема по обращению с отходами

Для целей регулирования обращения с отходами в каждом регионе нашей страны принимается два основных документа:

  1. Региональная программа по обращению с отходами;
  2. Территориальная схема по обращению с отходами.

В региональной программе содержатся основные целевые показатели в сфере обращения с отходами, перечень мероприятий в области обращения с отходами с указанием ожидаемых результатов, сроков их реализации, а также источников финансирования. В региональной программе по усмотрению субъекта могут содержаться и иные сведения.

Перечень мероприятий в региональной программе должен содержать мероприятия, направленные на:

  • стимулирование строительства объектов, предназначенных для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов;
  • софинансирование строительства объектов по сбору, транспортированию, обработке и утилизации отходов от использования товаров;
  • стимулирование утилизации отходов;
  • выявление мест несанкционированного размещения отходов;
  • предупреждение причинения вреда окружающей среде при размещении бесхозяйных отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, выявление случаев причинения такого вреда и ликвидацию его последствий;
  • обеспечение доступа к информации в сфере обращения с отходами.

Обращение с отходами осуществляется в соответствии с утвержденными в субъекте территориальными схемами. Территориальные схемы в области обращения с отходами включают в себя:

  • данные об источниках образования отходов в субъекте, количестве образующихся отходов с разбивкой по видам и классам опасности;
  • данные о целевых показателях по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов (с разбивкой по годам);
  • данные о нахождении мест сбора и накопления отходов на территории региона;
  • данные о месте нахождения объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, в том числе твердых коммунальных отходов;
  • баланс количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов на территории соответствующего субъекта РФ;
  • схему потоков отходов от источников их образования до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, которая включает в себя графические обозначения мест, количество образующихся отходов, количество объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов.


Региональный оператор и операторы по обращению с ТКО

В каждом субъекте России появляется региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами. Эта организация обязана вести деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Региональный оператор определяется по результатам конкурса. Для ведения деятельности по обращению с отходами ему выдается соответствующая лицензия сроком не менее чем 10 лет. По истечении срока ее действия проводится новый конкурс.

Лицензия может быть отозвана и досрочно, но только при наличии для этого специальных оснований. К ним относятся:

  • многократные (2 и более раза) в течение года нарушения правил и (или) условий договоров на оказание услуг по обращению с ТКО и (или) условий соглашения в отношении объема отходов, образующихся в зоне деятельности регионального оператора, подтвержденные соответствующими актами;
  • многократные (2 и более раза) нарушения правил и (или) условий договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, повлекшие причинение вреда жизни и (или) здоровью граждан;
  • задолженность перед операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, которая превышает двенадцатую часть валовой выручки регионального оператора;
  • нарушение схемы потоков твердых коммунальных отходов от источников их образования до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, закрепленной схемой обращения с отходами.

ГДЕ ЭТО СКАЗАНО?

П. 40 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. постановлением Правительства РФ от 12.11.16г. № 1156.

Деятельность Регионального оператора максимально прозрачна для государства и его надзорных органов. Плановые проверки данного участника сферы ЖКХ проводятся ежегодно.

Операторы по обращению с отходами – это индивидуальные предприниматели или организации, которые на основании договора с региональным оператором могут выполнять одну или несколько функций по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Функции оператора могут взять на себя, к примеру, управляющие организации, транспортные компании, полигоны.

Региональный оператор решает привлекать операторов по обращению с ТКО для выполнения тех или иных функций или работать самостоятельно.



Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами

По общему правилу, работа по утилизации отходов осуществляется не произвольно, а на основании договора, заключенного между потребителем услуги и региональным оператором по обращению с ТКО. Договор заключается по типовой форме, установленной Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. постановлением Правительства РФ от 12.11.16 г. №1156. При этом стороны договора вправе внести в него дополнительные условия, не противоречащие законодательству

Договор может быть заключен в форме единого документа, подписанного сторонами, а может быть заключен посредством публичной оферты. Офертой в гражданском праве называется предложение заключить договор. Оно может осуществляться посредством размещения текста договора в средствах массовой информации, на сайте регионального оператора по обращению с ТКО или путем рассылки его потребителям через почту. После доведения до граждан информации о тексте договора, он заключается конклюдентными действиями. Региональный оператор по обращению с ТКО оказывает услугу по работе с отходами, а потребитель услугой пользуется и вносит за нее оплату. Пользование услугой и первая оплата счета за нее являются согласием потребителя на заключение договора.

В многоквартирных домах, которые находятся под управлением управляющих организаций или ТСЖ, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть заключен между указанными организациями и региональным оператором по обращению с ТКО. Если собственники помещений в таком доме захотят заключить прямые договоры с региональным оператором по обращению с ТКО, им придется проголосовать за это на общем собрании.



Оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами

Потребители складируют отходы в специально отведенных для этого местах, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО в соответствии с принятой в регионе схемой обращения с отходами. Как правило, такие места представляют собой контейнерные площадки, расположенные около многоквартирного дома или в специально отведенных для этого местах, если речь идет о частном секторе. Бремя содержания контейнерных площадок несут собственники помещений в многоквартирном доме или самостоятельно, или поручая эту работу выбранным в доме управляющей организации или ТСЖ. В частном секторе содержать контейнерные площадки обязан муниципалитет, на территории которого они установлены.

ГДЕ ЭТО СКАЗАНО?

П. 13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. постановлением Правительства РФ от. 12.11.16г. № 1156.

В контейнерах запрещается складировать горящие, раскаленные или горячие отходы, крупногабаритные отходы, снег и лед, осветительные приборы и электрические лампы, содержащие ртуть, батареи и аккумуляторы, медицинские отходы, а также иные отходы, которые могут причинить вред жизни и здоровью работников оператора, повредить контейнеры, мусоровозы или нарушить режим работы объектов соответствующей инфраструктуры.

Региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз. В целях обеспечения сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов региональный оператор вправе по договору привлекать операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами. С 01 января 2018 года все мусоровозы должны быть оборудованы системами, позволяющими отслеживать маршрут их движения с тем, чтобы исключить недобросовестные действия перевозчика. В отношении каждого мусоровоза должен вестись маршрутный журнал по утвержденной форме, в котором указывается информация о движении мусоровоза и загрузке (выгрузке) твердых коммунальных отходов. Такой журнал может вестись в электронном виде.

До разработки территориальных схем и начала работы региональных операторов в субъектах потенциальные инвесторы не были уверены в том, что построенные ими объекты переработки или сортировки отходов будут востребованы и загружены сырьем. Во многих регионах страны имеется подобный негативный опыт: новые современные заводы по сортировке отходов построены, но простаивают, поскольку никто не может обязать транспортные компании доставлять отходы именно на этот завод. Теперь ситуация поменяется: отходы в заранее определенном количестве должны транспортироваться в соответствии с территориальной схемой на конкретные объекты по их обработке и утилизации, а, значит, инвестор может быть уверен в окупаемости своих инвестиций.

ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ

Если региональный оператор обнаружит несанкционированную свалку, он обязан в течение 5 рабочих дней: 1. Уведомить собственника земельного участка и орган экологического надзора о факте обнаружения несанкционированной свалки. 2. Уведомить собственника земельного участка о необходимости ликвидации несанкционированной свалки в течение 30 дней с момента получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации несанкционированной свалки. Если собственник земельного участка откажется ликвидировать такую свалку самостоятельно и не заключит договор с региональным оператором на оказание соответствующей услуги, региональный оператор ликвидирует свалку самостоятельно. В этом случае он вправе через суд взыскать с собственника земельного участка понесенные расходы.



Оплата услуг по обращению с ТКО

С введением в действие новой системы обращения с ТКО изменится и механизм формирования цены за данную услугу. Если раньше за вывоз мусора приходилось платить по расценкам организаций, предоставлявших данные услуги, то теперь в каждом субъекте будет принят единый тариф на оплату услуг регионального оператора по обращению с ТКО.

Тариф должен компенсировать экономически обоснованные расходы на реализацию производственных и инвестиционных программ и обеспечивать экономически обоснованный уровень доходности текущей деятельности и используемого в области обращения с твердыми коммунальными отходами инвестированного капитала.

Регионам предоставляется право выбора способа оплаты коммунальной услуги: взымать плату исходя из норматива накопления твердых коммунальных отходов, устанавливаемого на каждого проживающего в квартире потребителя услуги или распределяя оплату за объем вывезенных отходов пропорционально площади квартир в доме.

За несвоевременную оплату услуги по обращению с ТКО предусмотрена пеня в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка РФ от суммы задолженности за каждый день просрочки.

ГДЕ ЭТО СКАЗАНО?

П. 148 (30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354



Фиксация нарушений обязательств регионального оператора

Если региональный оператор по обращению с ТКО в своей деятельности допускает нарушения нормативных требований или обязательств, взятых на себя по соответствующему договору, то потребитель вправе предъявить ему обоснованную претензию или пожаловаться на его действия в надзорные органы. Однако перед этим нарушения придется зафиксировать посредством составления соответствующего акта. Акт составляется потребителем с участием представителя регионального оператора. При неявке представителя регионального оператора потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее чем двух незаинтересованных лиц или с использованием фото- и (или) видеофиксации и в течение 3 рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем.

Региональный оператор в течение 3 рабочих дней со дня получения акта подписывает его и направляет потребителю. В случае несогласия с содержанием акта региональный оператор вправе написать возражение на акт с мотивированным указанием причин своего несогласия и направить такое возражение потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения акта.

В случае невозможности устранения нарушений в сроки, предложенные потребителем, региональный оператор предлагает иные сроки для устранения выявленных нарушений.

В случае если региональный оператор не направил подписанный акт или возражения на акт в течение 3 рабочих дней со дня получения акта, такой акт считается согласованным и подписанным региональным оператором.

В случае получения возражений регионального оператора потребитель обязан рассмотреть возражения и в случае согласия с возражениями внести соответствующие изменения в акт.

Акт должен содержать:

  1. сведения о заявителе (наименование, местонахождение, адрес);
  2. сведения об объекте (объектах), на котором образуются твердые коммунальные отходы, и в отношении которого возникли разногласия (полное наименование, местонахождение, правомочие на объект (объекты), которым обладает сторона, направившая акт);
  3. сведения о нарушении соответствующих пунктов договора;
  4. другие сведения по усмотрению стороны, в том числе материалы фото- и видеосъемки.